Директор по маркетингу Ашан Ритейл Россия Галина Ящук рассказала, как компания использует AI-технологии в бизнесе и чем им помогло участие в хакатоне, который организовала компания Napoleon IT.
AI в ритейле
Инновационные технологии играют большую роль в развитии ритейла, так как этот сектор бизнеса постоянно меняется и развивается. Потенциал применения генеративного AI и CGI в крупных торговых сетях оценивается в 600 миллиардов долларов США в год, говорится в отчете McKinsey за 2023 год. Многие участники рынка ритейла уже используют AI-технологии в своей работе. Чаще всего искусственный интеллект применяется для обработки изображений и текста, создания нового дизайна и рекламных материалов — сегодня это уже не просто инновации, но и технологии, которые можно масштабировать. Вопрос сейчас заключается в том, какая из торговых сетей первой достигнет максимальной эффективности в использования AI.
Сеть Ашан начала использовать генеративные сети с 2022 года. В первую очередь применение коснулось клиентского сервиса, диджитал-маркетинга и сегмента e-commerce. Специалисты компании благодаря AI-технологиям начали создавать картинки товаров для каталогов. Причем не все покупатели смогли угадать автора фотоконтента: был это живой человек либо программа. Позднее AI уже занимался созданием баннеров и карточек товаров.
Арбузная шляпа и поддержка клиентов
Компания также интегрировала нейросеть в чат-бот в социальной сети «ВКонтакте», чтобы запустить создание вирусного контента с клиентами. Покупателям предлагалось загрузить фотографию чека из супермаркета Ашан и свое изображение на белом фоне. На основе анализа фото и списка покупок нейросеть создавала уникальный образ клиента.
Несмотря на то, что участникам акции нужно было не просто нажать на кнопку, а сходить в магазин и осуществить покупку, клиенты с интересом откликнулись на предложение: вовлеченность составила более 6%, что достаточно много для такой активности.
При этом организаторы акции пришлось столкнуться с некоторыми трудностями в процессе обучения нейросети. Некоторые продукты, в частности красное мясо, в интерпретации искусственного интеллекта выглядели довольно кровожадно. Но после обучения нейросеть выдавала прекрасные результаты. К примеру, AI создал девушку в шляпе из перевернутого арбуза, которая очень понравилась пользователям соцсети. По итогу, более двух тысяч человек загрузили чеки и фото, а нейросеть создала для них уникальные портреты. Ашан одним из первых реализовал такую механику на рынке и заметил большой интерес к проекту со стороны конкурентов.
Еще один удачный кейс — дачная лейка с носиками в виде хоботов. При создании изображения с лейками была задача сделать образ садоводов, которые любят ухаживать за садом. Искусственный интеллект на готовом изображении показал пожилую пару, которые держали лейки с носиками, как хоботы у слонов. В этом году с помощью нейросети компания подхватила модный тренд — Барби-бум. Ритейлер создал «розовую коллекцию» продукции и благодаря этому привлек новую, более молодую аудиторию.
Кроме того, в Ашане нейросети начали помогать сотрудникам колл-центра.
Мы поняли, что тексты от копирайтеров иногда складываются сложно, получаются слишком длинными и непонятными. Тогда мы решили использовать нейросети для генерации ответов на вопросы.Галина Ящук, директор по маркетингу АШАН Ритейл Россия
AI генерирует ответы на вопросы клиентов, а обучением нейросети и подбором дата-сета занимается prompt-инженер. Методом подбора компания получает четкие скрипты, обсуждает полученные тексты с сотрудниками колл-центра и при необходимости их корректирует.
Всероссийский хакатон и чат-бот «Мишель»
Компания Ашан достаточно давно использует в бизнесе собственный чат-бот. Его внедрили на сайте, в мессенджерах и вскоре он появится в мобильном приложении. Сейчас это просто «кнопочная» технология, которая позволяет отвечать на базовые запросы и вопросы со стороны клиентов. Однако с развитием AI-технологий в руководстве ритейлера поняли, что можно поручить интеллектуальному помощнику больше задач. Поэтому Ашан принял участие в AI Generative Product Hackathon, который организовала компания Napoleon IT.
Мы уже были знакомы с Napoleon IT, делали с этой компанией один из проектов. Когда коллеги обратились к нам с предложением принять участие в хакатоне, мы с удовольствием согласилисьГалина Ящук, директор по маркетингу АШАН Ритейл Россия
В рамках хакатона молодые команды разработчиков решают кейсы компаний и предлагают готовые бизнес-решения с использованием AI-технологий.
Ашан представил для участников кейс с чат-ботом, чтобы увидеть, как с ним справятся молодые разработчики. Победители хакатона создали для компании интеллектуального помощника «Мишель». Функционал чат-бота состоял в умении давать «человечные» ответы на вопросы клиентов, также он быстро присылал необходимые данные о продуктах в конкретной точке продаж и решал множество других клиентских задач без посторонней помощи.
Участники команды также смогли реализовать функцию голосовых запросов, разработали инструмент для аналитики, а также добавили возможность генерировать рецепты полезных блюд. Таким образом «Мишель» стал виртуальным шеф-поваром. В дальнейшем его планируется интегрировать с онлайн-магазином, чтобы сразу в чат-боте составлять заказ с нужными для блюда ингредиентами.
Будущее технологий искусственного интеллекта
Компания Ашан видит огромный потенциал в использовании генеративных сетей и искусственного интеллекта. В маркетинге они будут полезны в области гиперперсонализации, создания виртуальных помощников, а также для коммуникации с клиентами. Кроме того, в сфере электронной коммерции технологии помогают в создании контента: как текстового, так и визуального. Ашан также планирует активно применять в бизнесе технологии машинного обучения и компьютерного зрения.
На данный момент, когда большинство зарубежных разработчиков ушли с российского рынка, идет процесс локализации многих программ и техрешений. Поэтому главная цель ритейла — заново создать многие сервисы и услуги, которые приходили из-за границы. Но перед тем, как запускать новые проекты, ритейлер обязательно оценивает потенциальный эффект для компании и окупаемость проекта. В партнеры АШАН выбирает только тех, кто проявляет наибольший интерес в сотрудничестве и хорошо себя показал в ходе тендера и пилота.