«Хороший выбор» — крупная франчайзинговая розничная сеть с более 400 торговыми точками, которые обслуживают 150 000 покупателей в день. Для эффективного управления продажами компаниям необходимо быстро реагировать на изменение рынка, чтобы иметь конкурентные и привлекательные для потребителей цены. Для этого ритейлеры применяют системы ценообразования с использованием технологий машинного обучения.
В процессе перестройки прежней модели ценообразования, ритейлер «Хороший выбор» столкнулся с отсутствием на рынке подходящего программного продукта, позволяющего повысить эффективность ценообразования и минимизировать человеческий фактор. Существующая модель прогнозирования показателей сети при изменении параметров ценообразования была недостаточно точной и не позволяла оперативно корректировать цены.
В текущих реалиях неопределенности для бизнеса важно работать по максимально эффективной модели, снижая издержки и риски. Эффективное ценообразовании — один из важнейших инструментов для розничной сети в реализации данной стратегии.Наталья Пиунова, директор по маркетингу «Хороший Выбор»
Необходимо было найти специализированное решение для автоматизации и оптимизации процесса ценообразования, поскольку многие операции производились вручную через Excel-таблицу и требовали большого количества времени. Для пилотирования новой системы «Хороший выбор» обратился к Napoleon IT. Решением стало — пилотирование интеллектуальной системы ценообразования PowerPrice с использованием платформы Goal Profit.
Были определены следующие цели и задачи пилотного проекта:
- Запустить автоматизацию процесса ценообразования для увеличения прибыли розничной сети на основе оптимизационного ядра системы;
- На этапе тестирования исследовать пользовательские характеристики продукта: удобство и простота использования, гибкость и скорость настроек;
- Протестировать систему прогнозирования показателей сети при изменении параметров ценообразования;
Реализация пилотного проекта проходила в несколько этапов:
На первом этапе происходил сбор и анализ данных, проводились интервью специалистов по ценообразованию со стороны заказчика, формулировались требования по ценовым правилам и стратегиям.
После этапа аналитики команды приступила к настройке правил ценообразования, где необходимо было сделать:
- Настройку регулярного обмена данными (историческими и актуальными данными по ценам конкурентов) и загрузку их в систему;
- Настройку правил ценообразования, используя лучшие мировые практики;
- Настройку модели эластичности спроса;
- Обучение пользователей системы.
Следующим этапом ритейлер подгрузил цены в пилотные торговые точки.
За 4 месяца реализации пилотного проекта удалось достичь следующих результатов:
- Система на 100% покрыла процесс ценообразования ретейлера с точки зрения функциональных требований;
- Пользователи удовлетворены простотой и удобством использования системы;
- Рутинные операции стали занимать гораздо меньше времени;
- Проведены несколько итераций оптимизации и прогрузки цен, выставленных машинным обучением в магазин, по ряду позиций система показала высокие результаты.
Основным преимуществом нового решения является возможность гибких настроек бизнес правил системы. Удалось настроить функцию по подгрузке ценовых линеек, а также размерных групп и классов, что позволяет более точно формировать цены на пересекающиеся товары внутри групп и классов. Ретейлер оценил, что уже сейчас система позволяет высвободить время сотрудников отдела ценообразования. На данный момент проект находится на стадии тиражирования для всей розничной сети.
С учетом постоянно меняющихся рыночных реалий ценообразование становится одним из важнейших процессов в рознице. Очень важно иметь инструмент, который может меняться также быстро. Но не менее важно, чтобы инструмент был удобен и интуитивно понятен пользователям. Мы рады, что коллеги из розничной сети «Хороший Выбор» высоко оценили наш продукт.Константин Прайс, коммерческий директор Napoleon IT