Использование AI в сфере ритейла позволяет компаниям повышать уровень обслуживание клиентов, строить эффективную маркетинговую стратегию и в конечном итоге увеличивать свою прибыль.
Персонализация для покупателей
AI проводит анализ информации о клиентах, чтобы понять, какие товары предпочитают покупатели, и что они могли бы взять в случае рекомендации. Эти данные помогают ритейлерам предлагать персонализированные товары и акции, улучшая сервис компании. Например, если клиент приобретает спортивную одежду, то AI порекомендует купить спортпит или аксессуары для занятий в тренажерном зале либо дома.
Управление складскими запасами и продажами
Искусственный интеллект также способен проводить анализ данных о продажах и делать прогнозы о спросе на товары. Таким образом, он оптимизирует управление запасами компании. Кроме того, AI необходим для эффективного анализа ассортимента товаров, планирования акций и оптимизации ценообразования. Тем самым AI позволяет сокращать возможные убытки и извлекать дополнительную прибыль. Без такого подхода выполнить подобные задачи в ритейле достаточно сложно.
Борьба с мошенничеством
AI — незаменимый помощник для предотвращения мошеннических схем. Например, он может достаточно точно анализировать клиентское поведение в процессе онлайн-покупок. Благодаря этому продавцы минимизируют финансовые убытки из-за незаконных действий.
Чат-боты с AI
Цифровые помощники предоставляют круглосуточную поддержку клиентам, решая их проблемы и помогая с выбором товаров. Тем самым AI-боты облегчают работу сотрудников службы поддержки и предлагают клиентам для покупки персонализированный список сопутствующих товаров, увеличивая по итогу выручку компании.
Интеллектуальный анализ отзывов
С помощью AI ритейлеры могут анализировать отзывы покупателей, что позволяет оперативно реагировать на жалобы клиентов. Например, если клиенты недовольны упаковкой или доставкой продукции, то AI-помощник мгновенно сформирует отчет и предупредит о наличие проблемы. Кроме того, с помощью генеративного AI можно настроить автоответы на отзывы. Оперативная и персонализированная обратная связь заметно повышает доверие к бренду и его продукции.
Глобальный тренд
Ритейлеры, применяющие искусственный интеллект в своем бизнесе, получают серьезное конкурентное преимущество. Этот факт объясняет продолжающийся рост внедрения AI на глобальном рынке. В новом отчете Grand View Research, Inc. упоминается, что к 2030 году объем мирового рынка AI в ритейле достигнет 40,7 млрд долларов. В России экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта в ритейл оценивается в 1 трлн рублей в год. Такие данные приводятся в свежем исследовании «Яков и Партнеры».
Крупные ритейлеры, такие как Walmart, Carrefour и Amazon, успешно применяют AI-технологии для того, чтобы повышать уровень сервиса и оптимизировать бизнес-процессы. Например, Walmart предлагает клиентам умный поиск с использованием генеративных сетей. Он позволяет покупателям вводить не названия продуктов, а создавать целый запрос. Например, если написать фразу «просмотр футбольного матча», умный поисковик подберет необходимые напитки, закуску и даже предложит телевизор, на котором можно будет комфортно посмотреть трансляцию вместе с друзьями. Carrefour внедрил чат-бота на базе ChatGPT, чтобы помогать в процессе покупок, а также рационально использовать продукты, которые остались в холодильнике. Amazon использует AI-алгоритмы для предотвращения мошеннических операций, например, при проведении онлайн-платежей, распознает поддельные аккаунты и фиксирует злоупотребления программами лояльности и промокодами.
Помощью AI пользуются и продавцы на маркетплейсе. Например, система «Napoleon IT Отзывы» способна наладить и упростить работу с отзывами клиентов, а также автоматизировать процесс ответов на них. Технологию уже опробовали десятки российских компаний.
Крупный холдинг X5 Retail Group использует AI-технологии для анализа информации о клиентах и создания персонализированных рекомендаций. Также использование Big Data помогает компаниям для создания маркетинговых стратегий. «М.Видео» применяет AI для быстрого решения проблем покупателя, сокращая в несколько раз время обработки запроса консультантами.
Уже сейчас AI имеет огромный потенциал для оптимизации процессов в ритейле, повышения качества обслуживания клиентов и увеличения конкурентоспособность бизнеса. Поэтому внедрение подобных технологий повсеместно — только вопрос времени.